Мини-чат

Персональный сайт воспитателя ДОУ Баклановой О.А.

"Если у вас есть идея, и у меня есть идея, мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи" Бернард Шоу

Советы

Главная » Статьи » Для родителей

Готовим ребенка к школе
     Мне искренне жаль этих де­тей. У них отняли право на дош­кольное детство, зато продлили на пару лет школьное. Да, в шко­ле нынче программа сложная, там и техника чтения (невроз детский обеспечен! И когда от­менят?), и набор определенных знаний и умений нужен. И пер­воклассник уже ко второму клас­су «остывает» к школе, не хочет и не торопится туда после кани­кул - его уже переучили. А ведь именно младшие школьники, с 7 до 11 лет, любят учиться, им все интересно, даже если порой и трудно. Готовность к школьному обучению - это еще и внутрен­няя готовность, недаром у малыша спра­шивают: "Ты хочешь учиться в школе?" И если он отвечает: "Да! Потому что там интересно, там много друзей, там учительница, которая много знает и многому меня научит", - значит, психологически ребенок готов к школе. Но если он говорит: "Нет, не хочу, буду учиться дома, с мамой, а в школе очень трудно и я боюсь", - это весьма тревожный ответ,  у ребенка нет психологической готовности к школе. Начало обучения в шко­ле, роль первоклассника - это очень трудный период в жизни человека, потому что, если ребе­нок еще к этому не готов, не со­зрел, у него могут возникнуть проблемы, которые осложнят всю его дальнейшую жизнь.

      В первый раз в первый класс
   
     Задумайтесь: вот малыш идет в 1-й класс, ему надо привыкнуть к новой обстановке, к новым людям - учителю и однокласс­никам, и новым условиям, кото­рые, возможно, очень отличают­ся от тех, которые его окружали до этого. Но ведь он должен учиться! И желательно хорошо. Это трудно для маленького чело­века, и мне очень хочется, чтобы это поняли в пер­вую очередь ро­дители и помогли ему в это слож­ное время. Он начинает тру­диться. Труд все­гда нелегок, если он не в радость, если он из-под палки,для этого нужно переси­ливать себя. Я убеж­дена, что в жизни человека три важных момента: когда он идет в 1-й класс, когда выбирает про­фессию и когда вступает в брак. Эти моменты определяют его жизнь на долгие годы. Так вот, если профессию и вступление в брак он выбирает сам, осознан­но, то в 1-й класс он идет, пото­му что надо! Надо взрослым, надо родителям, но порой - не ему. Поэтому ему надо изо всех своих детских силенок старать­ся учиться, а без помощи взрос­ лых это тяжело. И главное, все- таки - это психологическая го­товность, потому что читать-пи­сать его все равно научат, а вот строить отношения с окружаю­щими, находить общий язык, дружить - этому придется учить­ся самому. За ребенка нельзя прожить его жизнь, но можно и нужно помочь ему в ней адапти­роваться. И он должен чувство­вать поддержку во всем - это де­лает его уверенным в себе. Он должен чувствовать и понимать, что если он в чем-то будет зат­рудняться, ему помогут, но для этого нужно об этом сказать и са­мому оказывать другим посиль­ную помощь. Надо научить ре­бенка стойко относиться к неуда­чам и уметь признавать свои по­ражения - ведь без трудностей не бывает победы. Зато какое удовлетворение, когда чего-то достигаешь! И уверенность в себе появляется.

       Что такое хорошо и что такое плохо  

      Ребенка надо научить жить в коллективе, особенно важно это именно в 1-м классе. Ведь попа­дутся разные дети, с разными темпераментами, будут лидеры. Надо научиться жить в этом ре­бячьем обществе, принимая его законы и зная свое место в нем. Поэтому очень важно родителям знать, как ребенок общается с другими детьми, с другими взрослыми, может ли после ссо ры пойти на примирение. А ссо­ры среди детей не только быва­ют, они должны быть, чтобы на­учиться жить в обществе. Кроме того, ребенку надо уметь иногда быть примером для других детей - это очень важно для самоут­верждения и правильной пози­тивной самооценки. Но и другие ребята тоже должны иногда слу­жить примером. Но надо на­учить малыша не завидовать - от этого не будет стимула для даль­нейшего роста, а именно как-то ровняться, в чем-то даже подра­жать. Хотя, с другой стороны, постоянное сравнение себя с другими не всегда на пользу, осо­бенно если это делается по прин­ципу: «Я так все равно никогда не смогу!». Наоборот, нужно пы­таться убедить себя: «И у меня тоже получится!». Общаясь с ок­ружающими, будь то взрослые или сверстники, ребенок должен уметь воспринимать достойно и похвалу, и критику. Похвалу, не гордясь, критику - без отчаяния. Кроме того, надо учить поддер­живать разговор, давать другим высказываться, не быть выскоч­кой, не перебивать, но и уметь отстаивать свое мнение. Лучше всего это делать на примере ли­тературных героев: «А почему ты думаешь, что Костя поступил хорошо, а Павлик плохо?». Мож­но придумывать различные си­туации и тоже разбираться в них: «А как бы ты сделал?». Расска­зывать о своих школьных годах,  своих удачах и промахах, о дружбе и ссорах с друзьями, что друзей надо беречь, тайны хра­нить, и так далее. Если у ребенка возникает конфликт с кем-то, то обязательно разбирать его с той и с другой стороны - к началу школьного обучения уже долж­но быть четкое понимание, что такое несправедливость и спра­ведливость, а если говорить сло­вами поэта: «Что такое хорошо и что такое плохо?». В любом случае надо с детства учить про­щать, а не мстить, потому что у каждого может быть ситуация, когда он не прав, даже взрослый человек. Да, можно обидеться, но ненадолго. Взрослым не надо очень часто решать конфликт­ные ситуации, если они возника­ют у ребенка с другими - пусть сначала попробует разобраться самостоятельно. Дети иногда го­раздо умнее и справедливее  взрослых, и у них есть чему по­учиться, поверьте. А вмешатель­ство взрослых может принести иногда вред.

       Все мы родом из детства

      Все, о чем вы прочитали, на­зывается коммуникативными навыками, или умением общать­ся. Конечно, все мы родом из детства и оттуда мы все разные и непохожие. Поэтому «переделать» ребенка-холерика во флегматика нельзя и не надо этого делать. Но прививать правильные навыки общения надо обязательно и не тогда, когда ему в школу через год, а с самого рождения. Ведь, если малыш социально адаптирован, он не будет уставать. Да-да, уставать, потому как, если психологически ребенку в школе неуютно, то он и  устает, и от этой усталости болеет, и в класс идти для него посто­янная мука.                                                          
    Да, конечно, ребенку - будущему первокласснику надо знать и дни недели, и месяцы, годы назубок и решать простые задачки на сложение и вычитание, и тексты пересказывать, и еще многое-многое другое! Но очень важно научить ребенка быть вежливым, терпимым, уважи­тельным, открытым, самостоя­тельным, помогать взрослым и друзьям. Надо научить его не бояться окружающего мира, принимать людей такими, какие они есть. Научиться дружить, многому еще научиться. Но все у него получится, если рядом мама и папа!

      Не учите всему и сразу  

     Не стоит учить малыша всему и сразу! Дошкольники не дол­жны учиться, они должны играть, поэтому все занятия реко­мендовано проводить в игровой форме. Оказывается, если ре­бенка до 4 лет заставлять читать, то у него формируется не­адекватный механизм чтения. Малыш схватывает взглядом первые 2-3 буквы и потом просто угадывает (или вообще при­думывает) слово. Не угадал - вынужден вернуться в начало. Это будет его утомлять, а еще ребенок теряет смысл прочитан­ного, а значит, интерес к книге - источнику знаний, между прочим(!) - падает. Поэтому учить надо с 5-6 лет, т.к. к этому времени формируется зрелость мозга.  
Категория: Для родителей | Добавил: osen (15.07.2012)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]