Мини-чат

Персональный сайт воспитателя ДОУ Баклановой О.А.

"Если у вас есть идея, и у меня есть идея, мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи" Бернард Шоу

Советы

Главная » Статьи » Для родителей

Дефекты воспитания
     Но что такое наказание? Это ремень, угол, шлепок, лишение чего-то? А как же права ребен­ка, а как же гуманное воспита­ние? Да, я тоже согласна с про­фессором - без наказаний при всем желании ребенка не выра­стить. Да, наказания хоть и не­избежны, но не слишком-то и полезны. Но! Наказывая ребен­ка, запрещая ему что-то, мы чего добиваемся? Мы хотим, чтобы он понял, что и почему не надо делать. Правда, надо уж честно признать, что, запрещая и нака­зывая, мы как бы ограничиваем ребенка, потому что чаще всего не открываем перед ним: а как же надо? Да, наказали за неже­лательные действия, поведение, но это наказание ребенку не дало никакой поучительной, по­лезной информации. Не научи­ло его тому, что действительно помогло бы ему в дальнейшем. Поэтому мало сказать: «Так нельзя!» - надо еще сказать: «Лучше делать вот так». И тогда это уже правильное наказание, без ремня, без крика. Да иногда простое «ай-яй-яй!» ребенка больше останавливает, чем наши угрозы, шлепки, дерганье. Нака­зать малыша, «придраться» к нему при желании всегда есть за что. Правда, потом придется оп­равдывать себя: «Он сам вино­ват, довел просто». Но согласи­тесь - это не всегда бывает не­обходимо. Вполне возможно, что наказание для ребенка - это просто эмоциональная разрядка для взрослого, потому что под руку подвернулся. Поэтому, если у вас сомнения, если вы не знаете, как поступить, - лучше остановиться, не наказывать. Иногда последствия своего поведения ребенок может уви­деть сам.
     
     Потерявшаяся машинка
 
    Вот картинка из жизни: Ване срочно понадобилась любимая машинка, но игрушка у него в общей свалке, найти что-то там трудно. Мама пыталась что-то прибирать, но на следующий день все было так же, и она мах­нула рукой: подрастет - будет убирать. И вот крик, истерика, разбрасывание по всей комнате игрушек из этой свалки-кучи. У мамы было огромное искушение броситься тут же искать эту раз­несчастную машинку, накричать на сына: «Вечно все у тебя теря­ется. Сейчас все игрушки собе­ру и выброшу», - найти ее, пол­зая на четвереньках, накапливая злость и раздражение... Но вот что-то остановило ее в этот раз, хотя до этого именно так она и поступала. Мама дождалась па­узы в крике ребенка и без всяко­го эмоционального надрыва, об­винений: «Сам потерял — сам и ищи», угроз, типа: «Больше не буду никаких игрушек тебе по­купать», - негромко сказала: «Да, жалко, конечно, что машинка не находится. Если вечером все машины «поставить в гараж», то будет хорошо видно, где какая, и тогда они не потеряются». Как вы думаете, подействовало? Ду­маете, сразу же, как по манове­нию волшебной палочки, «все игрушки встали в ряд, и у них теперь парад»? Конечно, нет, это же не сказка, это реальная жизнь. Но самое главное про­изошло: мама не пошла на пово­ду у ребенка, который своим плачем, криком заставлял ее ис­кать машинку, и, выслушав ее слова, он ненадолго задумался, потом опять зашелся в истери­ке, но мама все-таки мудро по­ступила - она ушла из комнаты, и плакать стало не для кого. И это тоже наказание: ведь этим своим поведением мама разре­шает ребенку быть самостоя­тельным, дает ему возможность понять следствия своих поступ­ков - разбросал игрушки, свалил их в одну кучу и теперь нет воз­можности найти то, что нужно. И тогда ребенок понимает еще и то, что мама позволяет ему брать на себя ответственность за свое поведение. А как бы посту­пили вы? Были ли у вас подоб­ные случаи? И как вы выходили из подобных ситуаций? Ведь универсального рецепта на все случаи жизни нет, к тому же, что может помочь с одним ребен­ком, то категорически не подой­дет другому. Несомненно одно: нынешние дети обладают не только «раскомплексованнос- тью», они еще и обладают хам­ством, неумением вести себя в обществе, и все это — дефекты нашего родительского воспита­ния.   

      Бабушка и внук  
   
    Вот еще одна картинка из жиз­ни (кстати, интересно было бы узнать, а как бы вы вышли из подобной ситуации?). К бабуш­ке привезли 4-летнего внука. Умница, уже читает, слова ка- кие-то иностранные произносит, с интересом смотрит книжки про животных, многое о них рас­сказывает. С дедом на рыбалку идти отказался, несмотря на ув­лекательные описания. Пошел с бабушкой в поселковый магазин за хлебом. Пока бабуля стояла у кассы, вышел и у дверей стал с веселым гиканьем выкрикивать: «Тетя, ты дура! Дядька, ты ко­зел!». На замечания, заливаясь смехом, выдавал еще и матерные слова. Бабушка, которой уже доложили о недостойном пове­дении внука, с трудом удержа­ла себя от того, чтобы отшлепать мальчонку прямо на улице по губам, накричать на него, пото­му что гнев рвался наружу. Но она поступила по-другому: отве­ла внука в сторону, что-то ему сказала, крепко держа за руку, и завела обратно в магазин. А там очень негромко, но так, что ее услышали все, сказала: «Люди добрые, простите меня, пожа­луйста, за то, что мой внук Илюшка вел себя так неприлич­но. В магазин со мной он боль ше ходить не будет, потому что не умеет разговаривать с людь­ми. Ему надо в лесу жить, одно­му...».
     Вот такая была история. По- разному оценили это люди: кто- то сказал, что чего и ждать, если отец Ильи тоже всех подряд - и «тех, кого по телику кажут, и тех, кто около него сидит», - та­кими же словами «костерит». Кто-то сказал, что это просто уж какой «киношный выпад с баб­киной стороны». Я не знаю, как бы я поступила на месте этой бабушки, но было видно, что это ее потрясло, что ей очень стыд­но за своего маленького внука, а еще больше - за его родителей, потому что вот так и выползают на свет дефекты воспитания.
    Понятно, что наказание за та­кое поведение должно было быть, и обозначилось оно здесь именно поступком бабушки. Это она пыталась исправить   ситуа­цию, и все оставшееся летнее время ее вместе с внуком в ма­газине не было видно - она его с собой не брала. Уж не знаю, вы­нес ли какой-то полезный урок из всего этого Илья, но то, что другие задумались, уверяю вас, было. Ведь это еще раз подтвер­ждает, что дети учатся жить по примеру своих родителей, они подражают нашему взрослому образу жизни. Не на другой же планете их воспитывали, а здесь, рядом с нами. Поэтому огляни­тесь вокруг - рядом с вами в этот момент могут быть дети: какой пример для подражания вы им подаете — хороший или не очень?
     
     Р.S. Веками выверенная народ­ная педагогика учит нас: «Худ свой - не бей при мне», - добав­ляя, что учить дитя уму-разуму надо, пока он поперек лавки ле­жит, а иначе время, данное при­родой да Господом Богом на вос­питание, будет безвозвратно утеряно. В русских пословицах немало полезного, здравого смысла: «Чего в другом не лю­бишь - того и сам не делай», «Хорошему не научить - всю жизнь слезы лить, худому на­учить - век волком выть». Труд­но вырастить человека, воспи­тать его, потому и пословицы такие: «Кто детям потакает, тот сам плачет», «Масляна головка (имеется в виду избалованное дитя) отцу-матери не корми­лец». Народ подметил, что вос­питывать надо с умом, спокой­но: «Круто не вороти, как бы ог­лобли не сломать», «На битой дороге трава не растет». И о том, какой родители пример для де­тей: «Каков отец - таков и сын, какова мать, такова и дочь». А еще в народе говорили, что «бен­зином огонь не погасить». Это о том, что бесполезно кричать. Конечно, криком ничего не ре­шишь. Вот она, мудрость.
 
Категория: Для родителей | Добавил: osen (02.07.2012)
Просмотров: 763 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]